Мир профессионального спорта, №3 (22), 2004

О роли психологии в спорте говорили всегда. При всех равных условиях именно она помогает спортсмену оказаться сильнее других. Как минимум, в 50% случаев причины поражений спортсмены и тренеры видят в психологической неустойчивости. Это аксиома. Психология победителя зачастую вырабатывается годами и лишь в редких случаях даруется от природы. Однако до сих пор в нашей стране фактически пренебрегают услугами профессиональных психологов. Предпочтение отдается более простому и короткому пути к успеху – фармакологии или эмоциональному стимулированию. Это относится и к командным, и к индивидуальным видам спорта.

Да, специалистов-психологов такого профиля в России единицы, однако они есть. Другой вопрос, что их не замечают или не хотят замечать. Сегодня читатели журнала познакомятся с человеком, который убежден, что знает, как делать чемпионов, используя психофизиологические приемы, при этом не калеча психику спортсмена.

Доверяй, но проверяй. Алексей Иванов не просит верить ему на слово. Он просто говорит: "Вот он – я, к вашим услугам. Пожалуйста, проверяйте мою профессиональную пригодность". Почему бы не проверить, господа спортсмены и спортивные чиновники?

- Алексей Алексеевич, объясните, каковы основные причины, по которым, на Ваш взгляд, спортсмену необходима психологическая поддержка?

- Начнем с того, что какой бы сферой деятельности ни занимался человек, только соблюдение гармонии обеспечит ему непрерывное поступательное движение. Закон в этом смысле един. На Востоке, например, никто и никогда не разделял боевые искусства и жизнь. Там всегда были более искушены в вопросах измененного состояния сознания. Если мы пытались разложить материю на составные части, то люди Востока прежде всего стремились понять, кто такой человек, на что он способен, какова его внутренняя энергия. Именно она, энергия, обеспечивает нам возможность добиваться поставленной в жизни цели.

Что касается профессионального спорта, здесь ситуация следующая. Спортсмен может иметь кроссовки с антишоковыми стельками, хорошо развитую мускулатуру, впечатляющие достижения на тренировках. Но максимально стабильный результат в марафоне, имя которому жизнь, могут обеспечить только хорошо тренированные мозги. На стенах дельфийского храма в Греции выведены такие слова на санскрите: "Бог спит в минералах, просыпается в растениях, движется в животных, думает в человеке". Так что кроме тренировки тела надо еще, грубо говоря, тренировать мозги, и желательно, чтобы это делали профессионалы. Как правило, у всех спортсменов экстра-класса уровень функциональной физической подготовки примерно одинаков. Все это подлежит четкому и объективному контролю с помощью приборов.

- Что происходит со спортсменом, если "мозгам", как Вы сказали, не уделяется необходимого внимания?

- Сейчас для достижения высоких результатов в ход идет в основном мощнейшая эмоциональная накачка. Раньше, в Советском Союзе была мощная идеологическая база: вы не можете проиграть, потому что вы представители великой державы, империи добра, справедливости, равенства и братства. Людям создавали мотивацию, а кого-то ломали через колено. Отдаленные последствия такой накачки можно по сей день наблюдать на многих профессиональных спортсменах. Это проявляется в букете различных хронических болезней. Объяснение простое: стимуляция, работа на пределе человеческих возможностей в обычном состоянии сознания изнашивает нервную систему и приводит к истощению.

Восток наглядно показал, что есть измененные состояния сознания, которые обеспечивают доступ к совершенно другим аспектам реальности, резервным возможностям психики и физиологии человека. Глупо, даже преступно – игнорировать этот богатый опыт (так же, впрочем, как не использовать достижения Запада). Мы обязаны были его изучить, чтобы адаптировать для себя, для северной страны.

Коль скоро мы вырабатываем энергию, то мы ее и тратим. И зачастую затраты нервной энергии превышают возможности каждого конкретного человека. Пока человек становится профессионалом, специалистом экстра-класса, он затрачивает такое количество нервной энергии, что фактически обесточивает себя. И когда в этом состоянии он оказывается на своем Олимпе, его компенсаторные возможности практически истощены. Затраты нервной энергии должны восполняться – это уже доказано многочисленными научными исследованиями во всех странах. Медикаменты не помогут. Людей превратят в животных.

- Не кажется ли Вам, что сейчас спорт идет именно по последнему пути – технологии, фармацевтика, но не работа в области психологии?

- Скажу больше: доходы от продажи лекарственных средств, в частности, снотворных, транквилизаторов, нейролептиков или психостимуляторов, подчас превосходят доходы от продажи оружия. Но в данном случае трудно ставить глобальные задачи: мы ведь не собираемся бороться с транснациональными корпорациями. Выступать на площади, созывая митинги против этих корпораций, бесполезно. Все равно найдутся умные люди, которые поймут для себя, что путь к успеху – это, прежде всего, здоровье, в том числе душевное. Умный спортсмен и его тренер обязаны это понимать. А медикаменты требуют все большей и большей дозы, вызывают зависимость и так далее.

- Понятно, что психологическая подготовка в равной степени нужна как профессиональным спортсменам, так и начинающим...

- Безусловно, но каждому – в своей дозе и по своему рецепту. Это эволюционный путь в развитии. Начинающий спортсмен только растет, его психика лабильна, она лишь начинает формироваться. Здесь нужен очень мягкий подход, на каждом этапе – свой характер работы.

Например, в детской спортивной школе достаточно определенных психофизиологических установок. Дети еще не зажаты в стереотипы поведения, они еще не ломали ноги-руки, в их сознании еще не отпечатались программы боли. Так и не надо делать, чтобы у них что-то заболело. Но если уж это произойдет, или если ребенок уже увидел, как кто-то кому-то на поединке что-то сломал, надо будет эту программу стирать, что, поверьте, непросто.

Однако даже ребенок обязан знать правила безопасности в спорте. Я профессионально занимался горными лыжами. Там сначала учат падать. Съехать с горы – дело, в общем-то, нехитрое, а вот научиться падать так, чтобы остаться в живых, необходимо. Скорость там клиническая, а нога зафиксирована, она может в четырех местах сразу сломаться.

- Если спортсмен от природы одарен победным духом, какова в этом случае роль психолога?

- Природа доведет его лишь до определенной точки. Я же обеспечу ему движение в бесконечность. А уж когда ему уйти из большого спорта, он решит сам.

- С представителями каких видов спорта Вы предпочитаете работать?

- Нюансы практически любого вида спорта я знаю не понаслышке – и зимнего, и летнего.

- Поговорим о самом известном примере сотрудничества спортсмена и психолога последних лет – работе Рудольфа Загайнова с фигуристом Алексеем Ягудиным накануне и во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Ваше мнение по этому поводу?

- Вскоре после тех Игр я звонил Жене Плющенко и сказал ему: если ты хочешь победить Ягудина, то я тебе нужен. Но он, видимо, на тот момент уже был уверен, что рано или поздно его главный соперник сломается, и отказался от моих услуг.

Тем не менее, в своих предположениях Плющенко был прав: Ягудин был на грани срыва, в нем не ощущалось внутренней гармонии. С ним работал только психолог, но не врач-психофизиолог.

Надо знать, как работает организм человека, психика, нервная система, понимать законы биоэнергетики. За границей специалистом в этой области считается человек, соединивший в себе знание психиатрии, психоанализа, психотерапии, медицинской психологии. У нас такой симбиоз необязателен. Возможно, в этом есть свой резон: двухнедельные курсы психоанализа позволят создать какую-то клиентскую базу, но почувствовать себя с клиентами увереннее вряд ли помогут.

Возвращаясь к Ягудину, скажу: ему было необходимо восполнить опустошенную энергосистему, а уже потом заряжаться эмоционально. Я и сейчас мог бы поднять Ягудина до прежних высот, но только если бы он сам этого захотел. У него есть руки, ноги, голова, он умеет кататься, но если у него нет желания восстановиться – ему не помочь. Ягудин и Плющенко – абсолютно одинаковые по своим техническим возможностям фигуристы. Но у каждого из них – свои испытания, лишения, изматывающие тренировки, травмы, через которые им пришлось продираться к победам. Они устали. Это самый страшный, но последний враг, которого спортсмену надо одолеть на пути к вершине – усталость. Обойти его невозможно.

Чтобы вылепить из рядового спортсмена чемпиона, недосягаемого и непобедимого, если хотите, сверхчеловека, – лучше всего начинать с чистого листа. Он будет так же уставать, но резерв его возможностей будет бесконечен. Примеров в этом смысле даже в обыденной жизни сколько угодно, когда человек вроде бы и выжить не должен, и тем более победить, но он и выживает, и побеждает. Каким образом бабулька вытащила сундук из горящего дома, который четырем здоровым мужикам поднять не под силу? Благодаря супермотивации.

Но ученые пошли дальше. Начали заставлять других "бабулек" таскать свои "сундуки", измеряя их параметры: деятельность мозга, ритмы его работы. И установили: когда уровень энергозатрат превышает оптимально допустимые показатели, мозг теряет осторожность и рассудок. Вспомним автогонщика Айртона Сенну, который разбился, потому что не были восполнены его энергосистемы. По тем же причинам уходили из жизни многие звезды эстрады, актеры.

А вот противоположный пример – феномен Михаэля Шумахера. Берется Шумахер и еще десять пилотов, идет имитация скорости – 300 км/час, измеряется пульс. У всех 160-180, у Шумахера – 140.

Сколько он может выдать на-гора: два титула, как Хаккинен, или замахнется на, казалось бы, недосягаемый рекорд Фанхио, легендарного аргентинского автогонщика 50-х годов, пятикратного победителя чемпионатов в классе "Формула-1"? И вот Шумахер – уже шестикратный чемпион. Уникальное творение природы, но помимо этого он каждый день с максимальной мощностью выполняет все тренировочные указания и программы. Не знаю, работает ли с ним психолог. Если бы работал, я гарантирую: он был бы вообще непобедим.

- Известно, что психолог с Шумахером работает. Но вернемся к нашему примеру. Представим гипотетическую ситуацию. Во время Олимпиады Вы работали бы с Плющенко, а против Вас – Ягудин с Загайновым. Но Загайнов всегда стоял у бортика, это было одним из его условий. Так к чему свелось бы это противостояние – к борьбе двух психологов?

- А зачем стоять у бортика? Я просто сидел бы у телевизора и смотрел. И не обязательно близ спортивной арены. Мог бы находиться на другом конце планеты. Поймите: нет границ времени и пространства, есть общее энергоинформационное поле Земли. Это абсолютно доказанный факт. Все, что нас окружает, – это энергия, сгусток энергии. Все предметы в некотором роде одушевлены, но это нужно понимать умом. А вот степень понимания зависит от степени духовной эволюции учителя, профессионала. В том, что Загайнов стоял у бортика, был, конечно, элемент поддержки своего подопечного и подавления его соперников.

Я за разумное сочетание многих факторов. Я буду рядом, если увижу, что это нужно моему подопечному. Что касается противостояния, то была бы борьба спортсменов и только их. Моя задача – создать психологические условия, при которых возможности спортсмена были бы максимально реализованы.

Человек должен окружать себя профессионалами, и каждый должен выполнять свое дело, быть на своем месте. Я, например, родился врачом, и жизнь это многократно подтвердила.

- Есть ли специфика в работе со спортсменами-индивидуалами и командными игроками?

- Есть нюансы. В команде – это работа со всеми вместе, хотя многое замыкается на лидере, на капитане команды. Тренер определяет место каждого игрока на площадке, моя задача – в том, чтобы на том месте, куда его поставил тренер, он максимально эффективно выполнял свои функциональные обязанности, на максимальной мощности своей психики. Есть хорошее восточное изречение: "Человек не знает предела собственной силы, но возможность победы в любом поединке заключена в противнике, а непобедимость – в тебе самом".

- Вы стали бы вторгаться в процесс выбора капитана, ведь порой с его кандидатурой ошибаются?

- Конечно, но тактично. Я объяснил бы людям ситуацию, предложил бы варианты, создал бы условия, а уж они сами сделали бы выбор. Я имел опыт работы с командами. И не было случая, чтобы я что-то кому-то навязывал.

- Вы врач-психолог, но еще и спортсмен. Как это сочетается на практике?

- Да, в моем арсенале – боевые искусства. А это в любом случае знание законов биоэнергетики, жизненной энергии, ее циркуляции, возможность концентрации в ударе всей силы и каждой клетки без ущерба для здоровья.

Кстати, поговорим о боксе, а конкретнее – о братьях Кличко. Лично я, как специалист в области знаний о внутренних резервах человека, не вижу на сегодняшний день конкурентов ни старшему, ни младшему брату, кроме, пожалуй, Роя Джонса-младшего, которому от природы дано очень многое, больше, чем обоим Кличко. Однако при грамотной профессиональной подготовке даже в бою с Роем Джонсом я бы мог сделать из Кличко победителя. Там хорошие параметры, нормальная обучаемость. Но опять же должно быть их желание. Они слишком душат свои внутренние органы, потому что боятся. Это нормально. Они на сегодняшний день могут трансформировать энергию страха только процентов на пять. А представляете, если я подключу еще хотя бы 20. Тогда они станут непобедимы.

- Поближе к жизни. На Ваш взгляд, сумел ли тренер футбольного "Зенита" Петржела создать в команде благоприятную психологическую атмосферу, которая позволит и в дальнейшем добиваться высоких результатов?

- Проблем у "Зенита" в этой области еще хватает. Знаю это не понаслышке, а из информированных источников. Петржела – хороший тренер, очень хороший. Но не врач, не психолог, не специалист в области использования внутренних резервов человека. Думаю, что он это и сам понимает, являясь тренером западной формации.

Но я, если бы вдруг меня сейчас пригласили в "Зенит", не согласился бы на роль "скорой помощи". Если бы это было предложение, по крайней мере, на год, я мог бы гарантировать результат. Почему? Надо ведь, чтобы не только я понял игроков, но и они – меня, чтобы я вместе с ними бегал по утрам, чтобы они видели, что я не просто сижу у себя в номере, выпиваю, а потом выхожу и начинаю их жизни учить. Я должен "пахать" вместе с ними. Только в этом – путь к взаимному успеху.

Вадим Аданин